Рынок чая в России.
Начать данную статью можно с того, что до падения «железного занавеса» рынка чая
в России, а точнее в СССР не было. Чай производили на юге Союза, в основном в
Грузии (гористая местность и жаркий влажный климат являются хорошими условиями
для разведения чайного дерева).
В 1864г. на одной торговой выставке в России был
продемонстрирован чай, выращенный на Кавказе. Качество его и сортность были на
довольно низком уровне, поэтому использовали этот чай исключительно как подмес к
импортному индийскому или китайскому чаю.
Следует сказать, что в дальнейшем в Грузии, Казахстане,
Абхазии и в Украине была создана мощная чайная база, 65-70% которой уходили на
внутренние нужды страны. Т.е. СССР пытался создать конкуренцию чайным
производителям, таким как Китай, Япония, Индия, Шри-Ланка (в последних двух
более 70% произведенного чая идет на импорт). Эта политика вызвала сначала
тайную, а потом и открытую критику грузинских хозяйственников, которые не желали
развивать чайную отрасль как профильную. Далее последовал открытый саботаж
чайного производства и явное нежелание повышать качество чая (объясняли это тем,
что нужно отказаться от ручного труда). В итоге, чайное производство в Грузии, а
затем и в других субъектах СССР потерпело крах. После распада СССР, Россия ушла
с мирового чайного рынка и на прилавки нашей страны хлынули потоки «английского»
чая из Индии и Шри-Ланки (также еще был так называемый «турецкий» чай). Качество
такого чая всегда (даже по сей день) было очень низким. Основнам отличем таких
чаев был мелкий рубленный 100 ферментированный лист, который давал темный цвет
настоя при первой единственной заварке. Поэтому в России чайный завар привыкли
разбавлять водой. Китайский чай (как и японский и тайваньский) попадал и
попадает на наш рынок в малых количествах, т.к. китайцы сами пьют чай, на
экспорт идет далеко не большой процент, как например в Индии. Также, китайцы,
японцы и тайваньцы экспортируют чай в более развитые страны Европы, не наблюдая
рынков сбыта в России, где зеленые чай (которые занимают более 90% рынка Китая)
не пользуются таким спросом как в Европе.
По сути, рынка «азиатского чая» в России нет либо он находится в зародышевом
состоянии, т.к. Россия недавно сама была чаеэкспортирующей страной, а также нет
крупных импортеров готовых сотрудничать с Россией: из-за небольшого населения
России. Ситуация могла бы измениться, если бы производители чая в Китае начали
создавать мощную конкуренцию мировым чайным гигантам, которые находятся под
покровительством Англии. Но увы, Индия и другие страны, в которых Англия
наладила производство чая, чай рассматривают как один из основных экспортных
продуктов, следовательно создаётся практически неоспоримая конкуренция в цене.
Крупных игроков, торгующих китайским чаем нет на российском рынке, так как им
невыгодно напрягаться и создавать конкуренцию англичанам и их преспешникам.
Торговля китайским чаем ведется в России практически кустарными методами,
поэтому цены так различны, поэтому география распределения торговли китайским
чаем очень скудна, поэтому конкуренции быть просто не может. Но так было не
всегда…
Чай в Российской Империи появился в 1638 году, как дар (около 128 кг) царю
Михаилу Федоровичу взамен соболиных шкур и драгоценных украшений. При дворе
«китайская травка» пришлась по вкусу. Затем, лишь в 1679 году был заключен
русско-китайский договор на поставку чая из Китая в Российскую Империю. С тех
самых пор в России стали употреблять чай. Правда, до середины 19 века чай
считался деликатесом и потреблялся только богатыми людьми. Самым ходовым чаем в
те времена, являлся прессованный
выдержанный, так как его легко было транспортировать, а транспортировали его
санным методом повозками на лошадях. Затем чай начали выращивать в России и
«чайные отношения» с Китаем угасли.
В итоге хотелось бы отметить, что рынок зеленого чая все
еще перспективное направление на российском рынке, так как спрос постепенно
растет. Кроме увеличения спроса российский рынок интересен в направлении
повышения качества продаваемого продукта. Также, не секрет, что родина чая, как
культуры - Китай, следовательно, китайские традиции и каноны, связанные с чаем
есть плод многовекового труда адептов чайного дела. В Китае чай - это великая
традиция, а в Индии лишь объект экспорта. Поэтому для популяризации китайского
чай как продукта необходимо, прежде всего, популяризовать многовековые чайные
традиции. Это сложная и очень интересная миссия.
Статья написана специально для www.aitea.ru
Автор:
Зиновьев Андрей
28.10.2010